st_kropotkin (st_kropotkin) wrote,
st_kropotkin
st_kropotkin

Categories:

Христианский анархизм. Точка зрения христианина и анархиста

Мой текст о христианском анархизме.
 

Христианский  анархизм – это традиция в религиозной, философской и общественно-политической мысли, развивающая заложенные в учении Иисуса Христа философские, этические идеи о стремлении к духовному, политическому и социально-экономическому освобождению человека от общественных отношений, основанных на насилии и угнетении. Христианство даёт ответ на актуальные вопросы современности, исходя из религиозных, этических норм. Анархизм как социально-политическое учение способен дать решение политических и экономических проблем современного общества, не разрешимых лишь с этической точки зрения. 
 

Безусловно, не существует и не должно быть искусственного соединения христианства и анархизма. Следует помнить, что изначально учение Христа и апостолов было анархическим по своей сути. Ведь само представление о свободе как цели человеческой истории в европейской цивилизации сформировалось впервые как раз в рамках христианского учения. В христианстве Бог как изначально свободный творец мира создаёт человека по своему образу и подобию, а значит – так же свободным в своём выборе, способным к самостоятельному творчеству жизни, не нуждающимся в какой-либо власти извне. В этом и заключается в христианстве главное обоснование возможности анархических, безвластных отношений между людьми. 
 

 

Путь  христианина к Богу проходит не через государство, принуждение, указ свыше, – он может быть лишь добровольным, происходить на основе горизонтальных связей – через общение с ближними. Заложенная в учении Христа идея о добровольном принятии благодати противоречит всякой власти, внешней по отношению к человеку. Вспомним слова Иисуса, изложенные в Евангелии от Матфея: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» [4: 10]. Слово Божие принимается как Дар, признание его истинности, справедливости, происходит также добровольно, на основе морального авторитета. Человек свободен в принятии и отторжении Благодати. Добровольно принятое Слово Божие (учение Христа) является для христианского анархиста единственным правилом, которым он руководствуется в своей жизни. Ставя на место учения Христа государство, законы, власть чиновника, предпринимателя, собственность, христианин предаёт свою веру. С этой точки зрения христианский анархист отвергает государство, как правление группы лиц, присвоивших себе исключительное право на власть и самовольное принятие решений, от которых зависят судьбы других. Стоит здесь привести слова, произнесённые в начале XX века христианским философом С. Булгаковым, в то время разделявшим идеи христианского социализма (хотя он и не был анархистом с точки зрения пропагандируемого социального идеала, как доказывает исследователь М. Колеров в книге "Не мир, но меч"): «Но именно потому, что природа человека греховна, его нельзя допускать к власти… Если власть есть результат греха, то она есть и один из его источников, или даже сильнейший источник». Христианский анархист признаёт за каждым человеком лишь право распоряжаться собственной судьбой, но не иметь власти над другими людьми. Государство и капиталистические отношения сторонники христианского анархизма стремятся заменить организацией общества, основанной на свободном объединении общин, каждая из которых представляет свободный братский союз личностей. 
 

С этой же точки зрения христианские анархисты  отвергают сложившуюся в большинстве  современных церковных организаций  полновластную диктатуру иерархов над паствой, оправдание церковью государственной власти. Изначально церковь, экклесия, представляла собой собрание верующих и она должна вернуться к общинным отношениям раннего христианства, основанным на братском свободном объединении верующих, автономии и самоуправлении общин. Сложившиеся в рамках большинства современных церковных организаций авторитарную систему управления и бюрократического контроля, монархическую систему христианские анархисты предлагают заменить отношениями, основанными на выборности священства и его подконтрольности общинам верующих. 
 

С точки  зрения последовательного христианского  учения неприемлемы как капиталистические  отношения, так и любая экономическая  система, основанная на:

  • эксплуатации и присвоении чужого труда;
  • узурпации права на использование природных ресурсов, данных Богом в равной степени всем людям;
  • стимулировании стремления к обогащению любой ценой;
  • разжигании отношений «войны всех против всех» в рамках конкурентной борьбы;
  • формировании у человека системы ложных потребностей и подчинении его этического и интеллектуального развития потребностям экономической конъюнктуры.
 

Безусловно, любая экономическая система (в  том числе – рыночная экономика), основанная на данных принципах, ограничивает право человека на жизнь, данное Богом. Христианство, напротив, всегда исходило из идеи самоценности личности каждого человека как образа и подобия Божьего. Все люди, с этой точки зрения, бесценны перед Богом. Экономические рыночные отношения, как и авторитарная система управления, заранее подрывают этот принцип, сортируя людей на «ценных» и «неценных», «важных» и «неважных». Человек превращается в одномерное существо, ориентированное на постоянную погоню за увеличением уровня потребления, повышение прибыли предпринимателя. В силу своих убеждений христианские анархисты стремятся к преодолению рыночной экономики и лежащих в её основе отношений конкуренции. 
 

Альтернативой антихристианским порядкам, основанным на эксплуатации человека человеком, христианские анархисты считают экономику, построенную на принципе “omnia sunt communia” («всё принадлежит всем», «всё принадлежит общине»), провозглашавшемся в «Деяниях апостолов» как правило социально-экономической жизни первых христианских общин. В основе этого принципа – отказ от частной собственности и признание средств производства и потребления принадлежащими всей общине, право каждого общинника на наделение его необходимым для жизни, братская взаимопомощь в труде, управление экономикой на основе принятия осознанных решений коллективами общинников. 
 

Христианское  учение, вопреки большинству известных  нам политических доктрин (либерализму, социал-демократии, большевизму), отвергает  идею о том, что воплощение гармоничных  отношений нужно откладывать  на весьма отдалённое будущее, пожертвовав им в интересах практической политики. Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. С точки зрения христианских анархистов, личность является первичным и единственным полноценным субъектом общественной жизни. В качестве ведущего фактора перемен в христианском анархизме выдвигается этическое развитие личности. Преодоление социальной несправедливости и угнетения возможно не в результате захвата власти и проведения «реформ» сверху, а лишь в результате изменения общественных отношений, готовности к этим переменам отдельного человека. Стремясь последовательно отражать идею о единстве убеждений человека, целей его деятельности с повседневной практикой, христианские анархисты полагают, что преображение современного общества по принципаи братства и самоуправления возможно при условии постепенного воплощения в жизнь значительным числом людей отношений, основаных на любви, самопожертвовании, свободе и равенстве. 
 

Христианские  анархисты призывают как христиан, так и представителей других религий и атеистов, возвыситься над принципами межнациональной и межконфессиональной вражды. Мир представляет собой единство людей, созданное Богом, и для изначального христианства «несть ни эллина, ни иудея», не существует разделения человечества по национальному признаку, не может быть какого-либо деления людей на «своих» и «чужих», врагов. Есть лишь разумные и заблуждающиеся люди, на которых также распространяются нормы христианской этики. Отношение к ним, как к «чужим», врагам, является пережитком язычества и должно быть отвергнуто последовательными христианами. Христианские анархисты не создают новых церквей и конфессий, но объединяют в своих группах представителей различных направлений христианства. 
 

Отсюда  – направления деятельности, которые могут осуществляться современными христианами и анархистами:

    • изучение истории христианства и христианского анархизма, связанных с ними философских и теологических проблем;
    • поиск христианских ответов на наиболее актуальные вопросы нашего времени;
    • распространение идей христианского анархизма, просвещение на этот предмет  христиан и анархистов;
    • сближение антиавторитарно настроенных представителей различных христианских конфессий;
    • возможно – попытки самостоятельно или в рамках более широких социальных движений реагировать на вызовы капиталистической и государственной системы.

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments